Похороны – Как правильно провести.
Ритуал похорон проводится по определенным правилам, которые необходимо соблюдать. Многие обычаи дошли до нас еще с незапамятных времен, когда по древним поверьям считалось, что проводить умершего в последний путь необходимо по определенному ритуалу, тем самым не навлекая беду на себя и своих близких.
Ритуал погребения проходит в три этапа:
- подготовка тела умершего к погребению, омовение, одевание, ночное бдение у гроба;
- погребальные обряды, вынос тела, церковное отпевание, прощание с телом усопшего на кладбище, сам процесс погребения и возвращение родственников и близких домой;
- поминальная трапеза в доме умершего.
Поминки проводят на третий, девятый, сороковой дни, а так же на полгода и год после смерти. На эти даты заказывают службу в церкви, за поминальным столом собираются родные и близкие усопшего.
Обряд погребения дошел до нас с древних времен и в нем совмещены как церковные правила, так и древние магические обряды, которые защищают живых от негативного воздействия царства мертвых.
Омовение тела кроме гигиенической необходимости имеет и определенное ритуальное значение: по церковным правилам умерший должен предстать перед Господом с чистой душой и чистым телом. Для этого обряда приглашались профессиональные омывальщики. Близким родственникам запрещалось проводить данный обряд. Это правило строго соблюдается и в наше время.
Сейчас омовение тела проводят в морге, или же приглашается специалист, который проведет все необходимые процедуры по омовению, одеванию и укладки в гроб умершего.
Гроб изготавливается из различных видов древесины, кроме осины, с мягкой обивкой внутри, укладывается подушка и покрывало – имитируя постель. Этот древний обычай сохранился до наших дней.
При положении тела в гроб, умершего не брали голыми руками, а надевали рукавицы, мусор до похорон не выносился, а заметался под гроб, помещение окуривалось ладаном. По церковным обычаям, кроме нательного крестика, на лоб усопшему кладут венчик, а в правую руку – молитву, отпускающую грехи.
Постель, в которой умер покойный, положено сжигать, а все вещи после сорокового дня раздаются нуждающимся.
После смерти в доме в обязательном порядке завешиваются все зеркала – по старинному поверью это делается для того, чтобы душа умершего не смогла увидеть своё отражение, иначе это может принести беду живым.
При одевании покойных нет определенных правил: мужчин одевают в темное, а женщин – в светлое. Большое значение имеет женский головной убор. Пожилым женщинам повязывают темный платок, молодым – светлый.
Особое внимание в выборе погребальной одежды уделяется умершим молодым незамужним девушкам – их хоронят в подвенечном платье. Этот древний обычай имеется у многих народов мира и сохранился до наших дней.
Для проведения подготовительных мероприятий в старину приглашались специальные люди, которые полностью готовили умершего в последний путь. Сегодня эти процедуры выполняют специальные службы в моргах.
По древним обычаям, сохранившимся до наших дней, родственники не должны заниматься подготовкой усопшего перед возложением в гроб.
Проводы усопшего включают в себя множество обрядов – церковных и магических, которые исполняются в строгом порядке.
Для ночного бдения у гроба приглашается священник для чтения священных книг, или же у гроба усопшего сидят родные и близкие, вспоминая всё самое хорошее о прошедшей жизни умершего. В доме с гробом умершего спать запрещено, и ночевать уходили в другое место, оставляя только тех, кто оставался читать молитвы и вести беседы. В комнате с гробом на ночь зажигалась лампада или свечи.
Сразу после смерти на полочку с иконами ставится стакан воды, накрытый хлебом. А на поминальный стол - рюмка водки, накрытая хлебом. Это считается угощением усопшему. Во время поминальной трапезы не чокаются, чтобы не навлечь беду от одного дома в другой.
Вынос тела и похороны необходимо совершить в светлое время суток, до захода солнца – по древним поверьям заходящее солнце забирает с собой умершего.
На кладбище происходит прощание: целование усопшего и бросание горсти земли на гроб со словами «Земля пухом». Так же иногда в могилу бросают мелкие монетки, которые предназначаются для покупки места на том свете покойным.
Все эти древни обычаи сохранились и до наших дней, немного видоизменившись, но исправно исполняются на похоронных процессиях. Это внушает людям веру, что покойный им не навредит в дальнейшем и не станет приходить в дом к живым.
Нам часто задают вопрос: "Почему на Белорусских кладбищах, чась крестов стоит у ног усопшего, а часть крестов стоит у головы?"
В официальном ответе за подписью протоирея Минского Епархиального Управления Николая Коржича сказано: «Та или иная практика установления креста при погребении зависит от местных традиций и нисколько не еретична. А традиция в разных местах может иметь различный вид. Чадам Православной церкви стоит придерживаться традиции, принятой в том регионе, в котором они проживают. А вообще существует несколько толкований символики установки креста. Так, крест, установленный в ногах, подразумевает, что в будущем воскресении человек, поднимаясь из могилы, смотрит на него и обращается к Своему Создателю. А крест, установленный в изголовье, знаменует хоругвь, которую понесет человек после воскресения как символ победы над сатаной»."
На холм свежей могилы устанавливаются венки и цветы, ставится табличка с фамилией, именем и датами рождения/смерти усопшего. После похорон с кладбища все направляются на поминальную трапезу, где вспоминают о покойном. Традиционно на поминальный стол ставятся блины и кутья, обильные кушанья, водка.
Поминальные столы устраиваются на девять, сорок дней и годовщину.
В последующем поминают усопшего на Родительские дни.